Каждый, кто работает в Корее, находится под защитой Закона о трудовых стандартах и других трудовых законов, независимо от гражданства или статуса пребывания. Это касается не только работников с полной занятостью, но и работающих неполный рабочий день, краткосрочных контрактников и незарегистрированных трудовых мигрантов — все имеют право получить оплату за свой труд. Трудовая система Кореи поначалу может показаться сложной, но если знать ключевые моменты, вы сможете защитить свои права, когда произойдет что-то несправедливое. Мы собрали основные права, которые важно знать до и после начала работы — читайте в удобном для вас темпе.
Обзор процесса
- 1. Соберите доказательства
Соберите всё, что у вас есть: трудовой договор, записи о выплатах заработной платы, записи о рабочих часах, а также переписку и записи телефонных разговоров с работодателем.
- 2. Получите консультацию
Сначала позвоните на консультационную линию Министерства занятости и труда по номеру 1350 (доступна на иностранных языках) или обратитесь за бесплатной консультацией в центр поддержки трудовых мигрантов.
- 3. Подайте жалобу
Подайте жалобу о невыплате заработной платы онлайн через Трудовой портал Министерства занятости и труда или лично посетите местное Региональное управление по занятости и труду.
- 4. Расследование трудового инспектора
После подачи жалобы трудовой инспектор проведет расследование фактических обстоятельств (обычно это занимает около 25 дней и может быть продлено в зависимости от обстоятельств).
- 5. Получение заработной платы и юридическая поддержка
По итогам расследования вы получите невыплаченную заработную плату. При необходимости вы можете подать заявку на бесплатную юридическую консультацию в Корейскую корпорацию правовой помощи по номеру 132.
Трудовые договоры должны быть составлены в письменной форме
Когда вы начинаете работу, работодатель обязан по закону составить письменный трудовой договор и передать вам один экземпляр. Это юридическая обязанность работодателя, и её нарушение влечет за собой наказание. В договоре должны быть указаны: размер оплаты труда, продолжительность рабочего дня, выходные дни и вид выполняемой работы. Устные обещания небезопасны. По возможности попросите, чтобы договор был составлен также на понятном вам языке.
Получив договор, перед подписанием обязательно проверьте следующее.
- Проверьте, какова ваша почасовая или ежемесячная заработная плата, и убедитесь, что она соответствует минимальному размеру оплаты труда или превышает его.
- Убедитесь, что рабочие часы и время перерывов четко указаны.
- Проверьте выходные дни (праздники), наличие испытательного срока и размер заработной платы на этот период.
- Не подписывайте договор с незаполненными графами. Их могут заполнить впоследствии не в вашу пользу.
- Обязательно получите один подписанный экземпляр и храните его в надежном месте. Хорошей идеей будет также сфотографировать его.
Минимальная заработная плата и различные надбавки
Минимальная заработная плата на 2026 год составляет 10 320 вон в час (приблизительно 2 156 880 вон в месяц при 40-часовой рабочей неделе). Это правило распространяется в равной мере на всех работников независимо от гражданства или типа визы. Платить меньше только потому, что человек является иностранцем, незаконно. Актуальный размер можно проверить на сайте Комиссии по минимальной заработной плате.
Помимо базовой оплаты, вам также положены следующие надбавки.
- Еженедельная надбавка за выходной день (чую судан): Если вы работаете 15 или более часов в неделю и отрабатываете все запланированные дни, вы имеете право получить дополнительную оплату за один день в качестве надбавки за оплачиваемый выходной. Работники с неполной занятостью также имеют на это право при соблюдении условий.
- Надбавки за сверхурочную, ночную работу и работу в праздничные дни: Если вы работаете сверх установленного времени, в ночное время (с 22:00 до 06:00) или в праздничные дни, вам должны выплачивать 1,5 размера обычной заработной платы. Обратите внимание, что эти дополнительные надбавки применяются в организациях, где постоянно занято пять и более работников.
Ежегодный отпуск и выходное пособие
Чем дольше вы работаете, тем больше прав у вас накапливается. Ежегодный отпуск и выходное пособие особенно легко упустить из виду, поэтому хорошо знать о них заранее.
- Ежегодный отпуск: Если вы работаете в организации, где постоянно занято пять и более работников, вы имеете право на оплачиваемый ежегодный отпуск после определенного периода работы. В организациях с менее чем пятью работниками ежегодный отпуск не является юридически обязательным, но если он прописан в вашем трудовом договоре или внутреннем регламенте компании, эти условия применяются.
- Выходное пособие: Если вы непрерывно проработали в одном месте год и более и работали не менее 15 часов в неделю, вы имеете право на выходное пособие независимо от размера организации (в соответствии с Законом о гарантиях пенсионных выплат работникам). Это применяется даже в небольших магазинах и организациях с менее чем пятью работниками. Пожалуйста, помните об этом. Если при увольнении работодатель говорит: «У нас слишком маленькая организация, чтобы платить выходное пособие» — это неправда.
Четыре вида социального страхования и производственные травмы
При соблюдении определенных условий вы будете зачислены в систему государственного пенсионного страхования, медицинского страхования, страхования занятости и страхования от производственных травм (четыре основных вида социального страхования). Из них наиболее важным при получении травмы на работе является страхование от производственных травм.
Страхование от производственных травм — это система, которая покрывает медицинские расходы и предоставляет пособие по нетрудоспособности в период, когда вы не можете работать вследствие травмы, полученной на производстве, или заболевания, вызванного работой. Важно отметить, что вы защищены даже в том случае, если ваш работодатель не зарегистрировался в системе страхования от производственных травм или если вы находитесь в стране без регистрации. Если вы получили травму, сначала обратитесь за лечением и обязательно сохраните медицинские заключения и запись об обстоятельствах несчастного случая. Для получения дополнительной информации о медицинском страховании обратитесь к справочнику по медицинскому страхованию для иностранных граждан и беженцев.
Если вам не выплачивают заработную плату
Если вы не получили заработную плату или выходное пособие, вы можете получить бесплатную помощь по следующим каналам. Пожалуйста, не молчите — обязательно сообщите об этом.
- Консультационная линия Министерства занятости и труда 1350: Консультации доступны на английском и других иностранных языках. Если вы не знаете, с чего начать, начните отсюда.
- Онлайн-жалоба: Вы можете подать жалобу о невыплате заработной платы напрямую через Трудовой портал Министерства занятости и труда. Если вам удобнее посетить лично, вы также можете обратиться в Региональное управление по занятости и труду, которое курирует адрес вашего места работы.
- Корейская корпорация правовой помощи 132: Доступны бесплатные юридические консультации.
Если вы соберете доказательства перед подачей жалобы, ваши позиции будут значительно сильнее. Подготовьте трудовой договор, записи о выплатах заработной платы (или записи о невыплате), записи о рабочих часах, а также переписку и записи телефонных разговоров с работодателем. После подачи жалобы трудовой инспектор проведет расследование фактических обстоятельств (обычно это занимает около 25 дней и может быть продлено в зависимости от обстоятельств). Работодатели, не выплачивающие заработную плату, могут быть привлечены к ответственности, а задолженность по заработной плате может быть взыскана. Информацию о системах для незарегистрированных работников, включая освобождение от обязанности сообщать в органы власти, см. в статье Сообщение о невыплате заработной платы и освобождение от обязанности уведомления.
Если вас несправедливо уволили
Если вас внезапно уволили без законных оснований, вы можете подать заявление о восстановлении нарушенных прав в связи с несправедливым увольнением в Региональную комиссию по трудовым отношениям. Однако это применимо только в организациях, где постоянно занято пять и более работников, и заявление необходимо подать в течение трех месяцев с даты увольнения. Если вы пропустите этот срок, подача заявления становится крайне затруднительной, поэтому обязательно запомните дату. Если вы получили уведомление об увольнении, рекомендуется зафиксировать дату, указанную причину и способ уведомления (SMS, устное сообщение и т.д.).
Если вы пострадали от моббинга на рабочем месте или сексуальных домогательств, обратитесь к статьям Сообщение о моббинге на рабочем месте и Как реагировать на сексуальные домогательства. Если вы столкнулись с дискриминацией, вам также может помочь статья Как сообщить о дискриминации.
Распространенные ошибки и советы
Здесь собраны ситуации, с которыми часто сталкиваются те, кто впервые работает в Корее.
- Мнение о том, что устного обещания достаточно: Устные обещания сложно доказать. Всегда сохраняйте письменный договор и письменные записи.
- Отсутствие сбора доказательств: Записи о рабочих часах, данные о заработной плате, переписка — не выбрасывайте даже незначительные вещи. Они могут стать решающими доказательствами в случае спора.
- Заблуждение о том, что «иностранцы не имеют прав»: Независимо от иммиграционного статуса, вы имеете право на оплату своего труда и защиту от производственных травм.
- Пропуск срока подачи: Заявления о восстановлении нарушенных прав в связи с несправедливым увольнением необходимо подавать в течение трех месяцев. Не медлите и не позвольте сроку истечь.
- Попытки решить всё самостоятельно: Если корейский язык вызывает затруднения или процедура кажется непосильной, свяжитесь с номером 1350 (доступны консультации на иностранных языках) или центром поддержки трудовых мигрантов. Они помогут вам бесплатно.
Если юридические термины кажутся сложными, вам может помочь Словарь юридических терминов. Более подробная информация о трудовых правах собрана в Справочнике прав трудовых мигрантов 2025 года. Поскольку применяемые законы могут различаться в зависимости от ситуации, пожалуйста, уточните актуальную информацию по номеру 1350 или в ближайшем центре поддержки трудовых мигрантов перед подачей жалобы или заявления.